BJJ

Бразильское джиу-джитсу ( Jiu-Jitsu Brasileiro) — боевое искусство и международное спортивное единоборство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приёмы. Это искусство возникло в начале ХХ-го столетия из дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (основано в 1882 году), сформированной многочисленными школами (рю) японского джиу-джитсу.

Данное искусство основывается на принципе, по которому человек слабо развитого телосложения может успешно защититься от более сильного противника, используя надлежащую технику (болевые приёмы и удушения), и победить его. Бразильскому джиу-джитсу (БЖЖ, БДД) можно обучаться для разных целей: самообороны, спорта, соревнований (как в ги, так и без) и смешанных единоборств (Mixed Martial Arts). Спарринг (в БЖЖ также именуемый роллингом) и полноконтактная тренировка играют главную роль в обучении и при подготовке к соревнованиям.


------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Бразильское джиу-джитсу – это позиционная борьба, главной целью которой является выйти в выгодное положение и сделать болевой или удушающий прием. В отличии от силовой борьбы (вольной, классической, сумо и т.д.) в позиционной борьбе «бразильское джиу-джитсу» физическая сила как правило не играет главной роли. Традиционная форма для борцов бразильского джиу-джитсу – это кимоно (Ги). Основной частью стратегии этой борьбы являются захваты за Ги и за пояс. Нужно сразу заметить, что Ги для бразильского джиу-джитсу сильно отличается по плотности от кимоно для каратэ, тхэквондо и больше напоминает дзюдогу (кимоно для дзюдо) или самбовку (куртка для самбо). В бразильском джиу-джитсу используется огромный арсенал болевых и удушающих приемов, а так же свипов (переворотов соперника), тейкдаунов (переводов в партер) и других приемов.

Несмотря на то, что схватки по бразильском джиу-джитсу всегда начинаются со стойки, основная борьба всегда идет в партере. В отличие от дзюдо и самбо, где основной задачей является удачно провести бросок соперника, в бразильском джиу-джитсу схватка может происходить вообще без бросков, и часто именно так и происходит. Как правило, после начала поединка оба соперника стараются провести тейкдаун (перевод в партер) что бы сразу занять выгодное положение. Не стоит путать «тейкдаун» с «броском».

Тейкдаун – способ перевода соперника в партер, и кроме броска, существует масса других способов «уронить» соперника. Кроме того, иногда по мимо текдауна проводится «затягивание в гард». Один из соперников намеренно стремится оказаться снизу в партере. В отличие от большинства других единоборств, находясь снизу, спортсмен отнюдь на находится в менее выгодном положении. Все зависит от позиции. Основные выгодные положения в бразильском джиу-джитсу это «гард» положение снизу (существует множество разновидностей гарда, мы не будем углубляться в это подробно), маун (положение сверху соперника), сайд маунт или как его называют бразильцы «100 кг» (боковое удержание), север-юг и положение со спины.

Именно выйти в выгодное положение и является главной задачей джитсера (борца бразильского джиу-джитсу), потому что болевые и удушающие приемы можно провести только из выгодных положений. Дело в том, что ни один прием не работает из невыгодного положения, так как у соперника есть возможность выйти, провести контратаку или свип. Самое главное, что для ведения успешной борьбы в джиу-джитсу вашим козырем будет являться техника. Побеждает всегда тот соперник, у кого выше техника. Даже если разница в силе и весе соперников огромная, и при этом один из них намного лучше знает технику – победит именно тот, кто лучше подготовлен технически. Вероятно, по этому в соревнованиях практически всегда кроме весовых категорий есть и «абсолютная» весовая категория, в которой могут участвовать спортсмены всех весовых групп. Конечно, когда уровень технической подготовленности спортсменов близок решающим фактором становятся дополнительные параметры: вес, сила, скорость, выносливость и так далее. Доказательством того, что техника – самая важная часть джиу-джитсу являются исторические примеры.

Скажем лучшим джитсером всех времен многие считают бразильца Марсело Гарсию, который выступал в весовых категориях до 88 и до 82 кг. Марсело считается уникальным борцом, с высшей техникой, он не раз побеждал соперников (профессиональных борцов, джитсеров и грепплеров) весом 120 и 130 кг. Хелио Грейси – один из основателей бразильского джиу-джитсу, говорил, что он создавал это искусство именно для того, чтобы слабые соперники могли побеждать физически более сильных. Не много подробнее об истории бразильского джиу-джитсу: История бразильского джиу-джитсу (далее бжж или бдд) начинается с Митсуйо Маеды (Конде Кома) и его тренировок в Кодокане, родном доме дзюдо. Для начала небольшая история дзюдо. Дзигоро Кано(1860-1938) является основателем дзюдо. Он был высокообразованным человеком (его считают основателем современной японской системы образования) и стремился сохранить и объединить древние боевые традиции Японии. Кано, обучившись двум традиционным системам Тешин Шиньйо Рю и Кито Рю, создал свой собственный стиль – Кодокан Дзюдо в 1882 году.

Одним из самых важных нововведений в дзюдо Кано был акцент на “рандори”. Термин рандори был описан самим Дзигоро в своей речи на Олимпийских Играх (далее ОИ) в Лос-Анджелесе в 1932 году: “Рандори, что означает “ свободные упражнения”, практикуется в условиях фактического соревнования. Оно включает в себя броски, удушающие, болевые и удержания. Двое практикующих имеют возможность использовать любые методы, при главном условии, что не будут наносить друг другу вреда и будут соблюдать правила дзюдо и этикета.” Большинство древних стилей джиу-джитсу основано на предварительно оговоренной последовательности нападения и защиты, известной как “ката”. Хотя Кано признал ценность практики ката (обучение ката присутствует и по сей день на тренировках по дзюдо), он также понял, что необходимо научиться применять технику в реалистичной манере. Рандори позволяет практикующему развить мышление и техническое мастерство, необходимые для проведения приемов против полностью сопротивляющегося оппонента, как и в реальном столкновении. Новый стиль Кано подвергся испытанию в знаменитом турнире 1886 года, проводимом полицией города Токио. Из 15 схваток представители дзюдо Кодокан выиграли 13 и соответственно 2 проиграли. Гибрид боевого искусства Кано и революционных методов обучения доказали свою большую эффективность. Результат этого соревнования подчеркнул актуальность и важность борьбы на земле и Кано пригласил Ванатабе обучать борьбе в партере в Кодокане. Борьба в партере стала очень популярной в Кодокане и все обучающиеся начали практиковать как и технику борьбы стоя, так и технику борьбы лежа. Примерно в то время, когда борцовская техника Фьюсен Рю вошла в учебную программу Кодокан, свой путь начал Митсуйо Маеда.

 

Есть вопросы?
Ваше имя
Ваш телефон
Отправить заявку